1. Христианство получает статус государственной религии.
В IV веке гонения на христиан стали затихать. Языческое общество начало понимать, что продолжать гонения с одной стороны бесполезно или не выгодно, с другой стороны язычники стали видеть в христианах добропорядочных и полезных граждан. Император Галерий, долгое время преследовавший христиан, в последние дни своей жизни под влиянием тяжелой болезни в Сердике 30 апреля 311 г. издал эдикт («Сердийский указ»), которым вновь разрешил христианам проводить свои молитвенные собрания и молить Христа о его спасении.
Этот первый эдикт был двусмысленным. Христиане не получили никаких льгот, а язычникам по-прежнему запрещалось переходить в христианство. Однако гонения на христиан были отменены. Христиане получили право беспрепятственно собираться в своих общинах и проводить богослужения. Вслед за Сердийским указом последовал Миланский указ от 313 года, изданный Константином и Лицинием. На основании этого указа верующим была предоставлена полная свобода вероисповедания. Любой гражданин теперь мог по своему желанию исповедовать любую религию. Также было отдано распоряжение о безвозмездном возвращении христианам мест богослужебных собраний, конфискованных в последнее гонение. Если же они оказались проданными в частные руки, то настоящие собственники могли требовать себе вознаграждение не от христиан, а от государственной казны, в размере той суммы, которую они заплатили.
Так закончилась трехсотлетняя эпоха гонений на христиан со стороны язычников, закончилась со славой и победой для христианства. Язычество ясно показало свою внутреннюю несостоятельность, потому что духовной силе своего противника противопоставляло физическую силу. На притязания христианства язычество отвечало оружием государственной власти, пользуясь установившимся у государственных деятелей предрассудком, что римская империя не может существовать без римского язычества. Против христианства были выдвинуты самые темные силы, в виде предрассудков необразованной массы и деморализованных инстинктов толпы. Могущественный состав противников христианства лишь возвысил значение одержанной христианством победы. При Константине Великом и его преемниках христианство быстро приобрело статус государственной религии.
2. Распространение христианства.
Обращение Константина Великого открыло совершенно новую эпоху в истории христианства: из религии гонимой оно вскоре стало официальным вероисповеданием Римской империи и ее преемницы – Византии. Мощная поддержка государства, привилегированное положение в обществе дали Церкви, как организации, небывалую власть и влияние. Реальностью стало немыслимое ранее явление – христианская империя.
Императоры строили для Церкви храмы и жертвовали ей земельные угодья, платили жалованье церковным служителям, освобождали высшее духовенство от налогов и государственных повинностей. Вскоре Церковь смогла сосредоточить в своих руках большие материальные богатства, значительную часть их расходуя на благотворительность. Например, в начале V в. только в Антиохии (Сирия) ежедневно на церковные средства получали питание несколько тысяч бедняков, их бесплатно обеспечивали одеждой. У церкви появилась возможность устраивать и содержать больницы, приюты для детей и престарелых. Значительно возрос авторитет епископов и священников.
Огромные массы язычников начали обращаться в христианство, что с одной стороны резко увеличило число христиан, а с другой – понизило духовный уровень в Церкви в целом и способствовало появлению различных учений, многие из которых Церковь провозгласила еретическими. Борьба с физическим насилием при гонениях закончилась, но теперь началась борьба с языческими учениями, проникающими в Церковь.
Большое количество язычников крестилось без ясного понимания христианских истин, просто следуя моде или ради привилегий. Духовный и нравственный уровень верующих стал снижаться. Некоторые христиане стали уходить из городов, чтобы вести аскетический образ жизни. Начало развиваться монашество, основателем которого историки считают преподобного Антония. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри.
Светская власть в лице императоров начала вмешиваться в дела духовенства, стремясь подчинить церковь своим религиозным или политическим взглядам. Появилась опасность обмирщения Церкви, смешения в ней светского и духовного. Метафизическая эллинская мысль порождала утонченные спекуляции по поводу христианского откровения о Святой Троице и Боговоплощении. Западная, латинская половина церкви вовлеклась Востоком в эти спекуляции, к которым сама была неспособна. Если Восток увлекала сторона теологическая, то Запад – антропологическая. На Востоке возникали свои ереси, на Западе – свои. Чтобы преодолеть ереси и раскрыть догматы христианской религии, духовенство пришло к решению о созыве Вселенских Соборов.
3. Вселенские соборы.
Вселенские Соборы – собрания высшего духовенства, включавшие представителей всей Церкви. В ходе работы Соборов формулировались определения веры, утверждались дисциплинарные нормы и богослужебные правила, обсуждались богословские концепции. В христианской империи особая роль в Церкви признавалась за императором. Его власть считалась установленной Богом. Поэтому именно императоры организовывали Вселенские Соборы, утверждали, а зачастую и предопределяли соборные решения.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году по поводу лжеучения Ария, который утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог. Богословские споры велись в христианстве с самого начала. Во времена Павла животрепещущим вопросом были взаимоотношения между обращенными иудеями и язычниками. Все эти споры имели определенное значение и часто бывали жаркими. Полемика о Сыне Божием началась, как местный конфликт между епископом и священником. Этот конфликт разросся до такой степени, что император Константин вынужден был вмешаться. В результате было принято основание веры, согласно которому Иисус Христос является Богом, существующим от начала и несотворенным.
Следующим стал Константинопольский Собор, созванный в 381 году. Этот собор созвал император Феодосий в городе Константинополе. На Соборе было принято основание веры, согласно которому Святой Дух единосущен Богу и равен другим лицам Троицы. Кроме того, был установлен статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, вторым по чести после Римского епископа, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия — пятерка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.
В 431 году был созван Третий Вселенский Собор, получивший название Эфесского, так как проходил в Малой Азии в городе Эфесе. Собор был созван по инициативе императора Восточной Римской империи Феодосия II. Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским патриархом Несторием и святителем Кириллом Александрийским. Несторий не выражал традиционное учение Церкви о воплощении Сына Божия, считая, что Дева Мария родила человека, только впоследствии воспринявшего Божественную природу. На Эфесском Соборе были приняты семь правил. Первые шесть против учения Нестория. А седьмое звучит так: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире».
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году императором Маркианом по согласованию с папой Львом I в Халкидоне. Собор был созван по причине монофизитства – новой доктрины, постулирующей наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. Монофизиты исповедовали, что Иисус Христос являясь Богом, не являлся истинным человеком, но только внешне казался таким. Это учение было осуждено на Соборе.
В 553 году был созван Пятый Собор, называемый также Вторым Константинопольским Собором. Собор проходил в городе Константинополе, по инициативе императора Юстиниана I. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, а именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Феодор Мопсуетский учил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова». Главный богословский принцип Несторианства состоял в том, что в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия не слитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. Собор осудил все сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
Шестой Вселенский Собор – Третий Константинопольский собор проходил в 680-681 годах в Константинополе при императоре Константине Погонате. Собор был созван против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Божественное и человеческое, но одну Божественную волю. Шестой Вселенский Собор стал самым продолжительным из всех соборов. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг учение монофелитов как ересь, и постановил признавать в Иисусе Христе два естества – Божественное и человеческое, и по этим двум естествам – две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противится, а покорна воле Божественной.
В 787 году состоялся последний – Седьмой Вселенский собор, называемый также Вторым Никейским. Собор проходил в городе Никее, при императрице Ирине. Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. По итогам работы было принято постановление, восстановившее почитание икон и разрешившее использовать их в церквах и домах.
Литература В процессе написания статьи использовалась следующая литература: http://www.km.ru/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008. http://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Христианство Донини А. У истоков христианства. Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. Протоиерей Смирнов П. История христианской православной церкви. –2000 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. Хусто Гонсалес – История христианства. В.В. Болотов - Лекции по Истории Древней Церкви.
|
|