1. Вступление
Мое поколение и, в особенности, старшее поколение людей из бывших советских республик воспитывалось в атеизме и религиозном невежестве. Чтобы верно понимать современное христианство и сегодняшние события знание истории христианства просто необходимо.
Невозможно хорошо понимать какой-либо предмет, не зная его историю в достаточной степени. Без знания Нового Завета нельзя ясно понять сегодняшнее христианство. Без знания Старого Завета невозможно ясно понять события, произошедшие с первыми христианами и сам Новый Завет. Изучение истории христианства необходимо, чтобы иметь возможность аргументировано и по существу вести диалог с верующими разных конфессий, религий и с неверующими. Отстаивать Истину и Правду можно лишь, будучи хорошо вооруженным знаниями и фактами. Одно строится на другом, каждое новое поколение стоит на плечах предшественников. Поэтому можно сказать, что история наших предков представляет собой нашу собственную историю.
Разделение церковной истории на периоды является условным. Между историками существуют разногласия по поводу этих периодов. История является целостным процессом. В зависимости от вопроса или от контекста событий можно условно разделить историю церкви на периоды. Деление на периоды облегчает изучение предмета.
Если принять в качестве критерия события, вносящие в церковную жизнь существенные изменения или новые начала, то всю христианскую историю можно разделить на три части:
1. Зарождение христианской религии. 2. Период до реформации. 3. Период после реформации.
Другими словами можно назвать эти периоды: древний, средний и новый. В начале каждого из этих периодов произошли события, которые перенаправили церковную жизнь в новом направлении.
2. Доникейский период (I – начало IV в.). 2.1. Зарождение христианства
Христианская история была с самого начала неразрывно связана с общечеловеческой историей. Значительная часть Библии повествует об исторических событиях, без которых невозможно понять контекст происходящего. Христианство возникло в I в. после Р.Х.. в Палестине, находившейся тогда в составе Римской империи.
В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпей, только что захвативший Сирию, воспользовался внутренней борьбой в Иудее и ввел туда римские войска. Иудея вошла в состав Римского государства, она была присоединена к провинции Сирии, но сохранила некоторое самоуправление. В 6 г. По Р.Х. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, т.е. провинцию, которая управлялась наместниками, непосредственно назначавшимися императором. Окраинные области Палестины римляне оставили в управлении сыновей Ирода, которые стали вассалами Рима.
Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группы и течения, спорившие друг с другом по политическим и религиозным вопросам. К этим группам относились: саддукеи, фарисеи, зелоты, сикарии, ессеи и др.
Христианство зародилось на фоне исторической обстановки, когда в палестинском обществе не было единства, социальная ситуация была напряженной, цари Иудеи проводили политику расширения территории и укрепления иудейства в ожидании прихода Мессии, как политического лидера и освободителя от римского ига.
2.2. Становление под покровом официального иудаизма
В течение многих веков до рождения Иисуса число евреев за пределами Палестины все возрастало. С ветхозаветных времен множество евреев проживало в Персии и Месопотамии. В Египте они даже построили храм в VII веке до Р.Х. и еще один – пять веков спустя. Ко времени пришествия Иисуса значительные еврейские общины уже были во всех крупных городах Римской империи. Этих евреев, разбросанных далеко друг от друга на безбрежных просторах, но душой и через религию связанных с землей своих предков, называют "диаспорой", или "рассеянием".
В истории христианства иудейская диаспора сыграла крайне важную роль – именно она стала одним из основных каналов распространения христианства в Римской империи. Кроме того, иудейская диаспора, дала церкви один из наиболее действенных инструментов для миссионерской работы – греческий перевод Старого Завета (Септуагинта). Для ранней церкви Септуагинта имела огромное значение. Именно этот текст Писания цитируется большинством новозаветных авторов, и именно он сказался на формировании христианской лексики – это относится и к самому имени Христос, слову, использованному в Септуагинте для обозначения Помазанника или Мессии. Когда христиане начали миссионерскую работу, они воспользовались Септуагинтой как готовым средством для донесения послания до язычников. Септуагинта сыграла очень важную роль в истории христианства.
Доникейский период начался с так называемого периода становления христианской церкви под покровом официального иудаизма. Ранние христиане не считали себя последователями новой религии. Всю свою жизнь они оставались иудеями. Это относится к Петру, Павлу и другим апостолам. Их вера не подразумевала отвержение иудаизма, она скорее отражала убежденность в том, что мессианская эпоха, наконец, наступила. "За надежду Израилеву обложен я этими узами" (Деян. 28:20), - говорил Павел. Первые христиане из иудеев не порывали с иудаизмом, они были уверены, что их вера является исполнением многовекового ожидания Мессии.
2.3. Закат еврейской церкви
В 66 году вспыхнуло мощное иудейское восстание против римлян, которое привело к разрушению Иерусалима. Ранняя еврейская церковь, которая отвергалась как иудеями, так и язычниками оказалась в изоляции. Хотя к 135 году по Р.Х. значительное число еврейских христиан вернулось в Иерусалим, их связи с остальным христианством были почти полностью порваны, и руководящая роль перешла к христианам из язычников.
В малонаселенных районах за Иорданом еврейские христиане встречались с другими религиозными группами, отошедшими от ортодоксального иудаизма. Не имея контактов с церковью в целом, эта еврейская христианская община шла своим путем и часто впитывала в себя воззрения многочисленных окружавших ее религиозных групп. Когда несколько веков спустя христиане из язычников соблаговолили хоть что-то написать об этой забытой общине, они говорили в основном об ее странных еретических обычаях и сдержанно отзывались об этой церкви, затерявшейся в истории V века.
2.4. Отделение христианства от иудаизма, христианство – недозволенная религия
После падения Иерусалима тень иудейской религии, покрывавшая до сих пор христианство в глазах правительства, стала спадать. С падением Иерусалима в 70 году прекратилась национальная и государственная самостоятельность иудеев, а христианство стало распространяться. Народ и правительство стали видеть в христианстве что-то самостоятельное.
Первоначально для римского правительства уловить различие между христианами и иудеями, вероятно, было так же трудно, как трудно в наше время понять различие между евреем-талмудистом и евреем-караимом. Но впоследствии, в особенности в центре римской империи, христиане в преобладающей массе были уже не еврейского происхождения. Христианство распространялось между язычниками все более и более.
Гонения на христиан начались уже в первом веке при императоре Нероне. В начале гонения имели в основном социально-политические причины. Начиная со второго века после Р.Х. гонения происходили уже по причине христианского вероисповедания. От первых веков христианства сохранились письменные свидетельства о подвигах мучеников за Христа – мартирологи («деяния мучеников»). Из них мы можем узнать имена жертв и преследователей, обстоятельства осуждения и казни. Некоторые письменные свидетельства считаются подлинными и заслуживающими доверия, а другие – поддельными и не заслуживающими особого доверия.
На протяжении всего II века положение христиан оставалось шатким и опасным. Гонения свирепствовали не беспрерывно. Временами в одних частях империи христиан преследовали, но зато не трогали в других. Поскольку, в соответствии с общей линией, обозначенной Траяном, христиан специально не искали, но принуждали отрекаться или наказывали, когда они представали перед властями, важную роль играла добрая воля окружавших их людей. Если они верили дурным слухам на их счет, выдвигались обвинения и начинались гонения.
Последние, и самые тяжелые, гонения на христиан произошли в начале IV в. Император Диоклетиан (правил в 284-304 гг.) издал против христиан один за другим четыре эдикта (указа). Преследованиям подлежали все без исключения духовные лица, к которым относили даже привратников в церквах и помощников в церковных больницах. Пострадали десятки тысяч верующих. В Малой Азии был сожжен целый город с христианским населением. И в этот исторический момент, после отречения Диоклетиана, появился новый император, обратившийся к христианской вере и совершивший полный переворот в жизни церкви. Он вошел в историю под именем Константина Великого.
Литература
В процессе написания статьи использовалась следующая литература: http://www.km.ru/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008. http://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Христианство Донини А. У истоков христианства. Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. Протоиерей Смирнов П. История христианской православной церкви. – 2000 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007. Хусто Гонсалес – История христианства. В.В. Болотов - Лекции по Истории Древней Церкви.
|
|